Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.

Функции рынка

Рынок выполняет определенные функции:

  • выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
  • уравновешивает спрос и предложение;
  • обеспечивает сбалансированность экономики;
  • на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
  • это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
  • объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Рыночный механизм

Деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:

  1. Рынок средств производства. Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции.
  2. Рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике.
  3. Рынок капитала и финансов. В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
  4. Рынок потребительских товаров. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления.
  5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.

Спрос и предложение

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени. Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Полезное по теме

 
разделы_обществознания/экономика/рынок.txt · Последние изменения: 2011/02/23 05:50 — ctege
 
Recent changes RSS feed Donate Powered by PHP Valid XHTML 1.0 Valid CSS Driven by DokuWiki